Игры на досуге
Добавлено: 15.12.2014
Игры на досуге

Ниже приведены народные игры, названия которых самобытны. Приобщение к национальной культуре обогащает эмоциональную сферу ребенка, что способствует формированию полноценной личности малыша.

 

Шило

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный палец ребенка и при этом приговаривает: "Шило, шило проскочило". С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребенка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребенка, говоря: "Ой, горячо!".

 

 

Колодчик

Вариант 1. Взрослый предлагает малышу: "Сунь пальчик в колодчик, там зайчик". Когда ребенок просовывает пальчик между пальцами взрослого, тот зажимает его снизу большим пальцем.

 

Вариант 2. Взрослый складывает руки так, чтобы тень от его рук изображала зайчика ("мордочкой" служат большой и указательный пальцы, "ушками" остальные три пальца). Приоткрыв "рот" зайца, взрослый предлагает малышу: "Сунь пальчик, там зайчик"

 

Вариант 3. Взрослый соединяет руки в "замок" с поднятыми вверх большими пальцами, предлагает малышу: "Сунь пальчик, выскочит зайчик". Ребенок должен успеть выхватить палец прежде, чем взрослый прижмет его своими большими пальцами.

 

 

Банька

Вариант 1. Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит своим пальцем поочередно между пальцев взрослого (с внешней стороны ладоней), приговаривая: "Пусти в баньку". На что ему взрослый отвечает: "Водички нет". Тогда он просит еще раз, проводя по следующему пальцу: "Пусти в баньку". Ему отвечают: "Веничка нет. Мыльца нет"

Взрослый начинает приговаривать: "Жарко, жарко, жарко",- если ребенок не успевает выдернуть палец.

 

Вариант 2. Ребенок водит пальцем по пальцам взрослого, приговаривая: "Тут холодно, тут топлено, тут воды нет, тут жару нет", а затем пытается развести ладони взрослого ("раздернуть").

 

 

Заинька

Заинька, походи,                     (Делают несколько шагов то в одну, то в другую сторону)

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

 

Заинька, подбодрись,             (Заиньке показывают как надо подбодриться)

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

 

Заинька, топни ножкой,                    (Заинька топает несколько раз ножкой)

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

 

Заинька, попляши,                       (То одну, то другую ножку выставляет вперед)

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

 

Заинька, поклонись,                      (Делает поклон)

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

 

 

Синица

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.             (Малыш прыгает)

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок,           (Поворачивается вокруг своей оси)

Чуть присела на минутку,           (Приседает на корточки)

Почесала клювом грудку           (Наклоняет голову вправо, влево)

И с дорожки на плетень,            (Встает и прыгает)

Тили-тень, тили-тень.

 

 

Пароход

Пароход плывет по речке    (Прикладываем ладонь к ладони, большие пальцы - вверх.)

И пыхтит он, будто печка:

Пых-пых-пых-пых.

 

Пароходики могут "плавать", "встречаться" и "знакомиться".

 

 

По кочкам, по кочкам ...

Взрослый подкидывает ребенка на коленях и напевает, на последнем слове: "Бух!" - "роняет" между коленями.

 

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке.

На одной ножке,

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом ... в яму!

Бух!

 

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

И вприпрыжку, и вприскочку

По кочкам, по кочкам -

Бултых в ямку!

 

Тюшка-тутушка.

Прыгала лягушка

На крутую горку,

Где живет Егорка.

Бух! - покатилась!

С горки свалилась!

 

 

Бычок пестренький

Взрослый играет роль бычка и говорит:

 

Бычок пестренький,

Долгохвостенький,

Рожки востренькие.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На лужок водили.

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорей догоняй.

 

Бычок говорит: "Му-у-у! Догоню!" - и бежит за малышом.

 

 

Баба сеяла горох

Взрослый припевает и показывает малышу, что надо делать.

 

Баба сеяла горох,

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок,

Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Баба встала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

 

 

Зайка серенький сидит

Взрослый и ребенок совершают движения в соответствии с текстом.

 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

 

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть.

 

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

 

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

 

 

Зеркало (с 2-х лет)

Вариант 1. Взрослый демонстрирует разнообразные позы, выражения лица или повторяющиеся  движения, предлагая малышам точно повторить их. Ведущим может быть и ребенок.

Усложнение. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

 

 

Обезьянки (1,5 - 7 лет)

Понадобится: кирпичики, конструктор.

Взрослый предлагает ребенку: " Давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьнки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Взрослый на глазах у ребенка складывает конструкцию из кирпичиков. Ребенку надо скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Усложнение. Построенную на глазах у ребенка конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой. Ребенку предлагается сложить конструкцию по памяти (результат сравнивается с образцом).

 

 

ИГРЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Игра «Волшебные дорожки»

Цель: координировать движения; тренировать в равновесии.

Ход игры.

На ковре (полу) раскладываем длинную ленту или веревку в виде примой линии, волнистой линии, зигзага, лабиринта и т.п. Ребенок должен пройти по дорожке, не пошатнувшись, и не споткнувшись.

Вариант. Ребенок идет по дорожке с колокольчиком на голове, с мячиком на раскрытой ладони, со стакканом воды в руке.

 

Игра «Полянка настроения»

Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Ход.

Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз создаем поляну настроения. При участии ребенка на его глазах происходит превращение; вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

 

Игра с тишиной

Цель: развивать умение владеть собой, сосредотачиваться, соизмерять свои действия; совершенствовать фонематический слух.

Ход.

Ребенок ложится на мягкий мат (диван, ковер), расслабляется, закрывает глаза и вслушивается в тишину (1-2 минуты). После этого ему предлагают встать и рассказать, что он услышал (гудела машина, смеялись дети, прошел человек, стучали молотком и т.д.). Плохо говорящие дети на первых порах могут из предложенных картинок выбрать подходящие (машина, смеющийся  ребенок, молоток, идущий взрослый и т.п.).

 

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и кординации движений, стимуляция речевой активности.

Ход.

На Вашей ладони появляется необычный шарик (массажный мяч). Вместе Вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от перифериии к центру. Действия сопровождаем стихами:

 

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

 

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

 

Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на сосотояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

 

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания, и следующая игра поможет нам в этом.

 

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход.

В корзиночке (коробочке) есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке – цветной шнур.

 

Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе.

 

У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.

 

Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.

 

Далее выполняем упражнение «Дышим животиком»:

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

 

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали
То животик поднимается (вдох)

То животик опускается (выдох).

 

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох)

То животик опускается (выдох).

 

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы елаем выдох:

 

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох)

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

 

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению.

 

Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов, способствует достижению более спокойного и уравновешенного сосотояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученых в течение дня.

 

Следующую игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося за занавеской. Эта любовь не случайна.

 

Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще в тайном, укромном месте).

 

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижения уровня тревожности, развитие пластики движений.

Понадобится: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

 

Ход.

Любящий взрослый говорит ребенку: «А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые, а в прозрачные!».  

Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

 

Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на короточках)

Ветер дунул – полетели (встает бегает по комнате, расставив руки в стороны)

Мы летели и летели

И на землю тихо сели (садится на короточки, замирает)

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает поднимает руки вверх)

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает)

 

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как «расправляются крылья» во время потягивания.

 

 

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук.

 

Игра «Что нам подскажут пальчики»

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры – каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

 

Ход.

Родитель предлагает малышу открыть плетеную коробочку, где малыш найдет природные материалы – шишку, каштан, камушек и т.п. Пусть ребенок  рассмотрит, потрогает и опишет их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем малыш пусть закроет глаза и отгадает какой предмет лежит на вашей ладошке.

 

Если в детском возрасте не тренировать движения, не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам.

 

При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично.

 

Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить решать проблемы.

 

 

Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познаетм мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая.

 

Через подвижные игры малыш учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравится игра-превращение в храбрых лягушат.

 

 

Игра «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движенийэ

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

 

Ход игры.

Любящий взрослый: «У нас есть обычные рулоны бумаги. А у лягушонка есть лист, на котором он сидит». От рулона отрывается ребенку кусок бумаги и кладется на пол.

Взрослый рассказывает сказку. Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке, и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.

 

А если взять лист бумаги, разорватьего на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собирем мы все листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции.

 

В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослго с ребенком.

 

 

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход.

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав или ароматических масел (ромашки, лаванды, мяты, мелиссы, валерианы), предварительно посоветовавшись с врачом.

 

Итак, в воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу.

 

Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:

- взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

- собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

- приподнять как можно больше предметов на ладонях.

 

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

 

Для ребенка в период жизненных изменений (при адаптации к детскому саду) важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущегием комфорта и безопасности

 

 

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

 

Ход.

Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погаладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д.

 

Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.

 

Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, имунную систему, мозг.

 

Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

 

 

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход.

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить.

 

По песочку пробежит стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, прокапает дождик. Его согреют солнечные лучи, на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру.

 

Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

 

А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

 

 

Игра «Дом счастливого ребенка»

Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.

Оборудование: игровой материал.

Ход игры.

У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать, все, что находится у вас в комнате. Удовольствие, с которым вы будете играть важно передать своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

 

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть интересные, любимые игрушки, есть место для всех – «счастливый дом».

 

 

Используемая литература:

Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. - М: ТЦ Сфера, 2011.- С.12-14.

Песенки и загадки малышам / Сост. М.Калугина. - М.: СТРЕКОЗА-ПРЕСС, 2008. - С.6.

Малахова Н.Е. «Практикум для родителей»: «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №7, 2010г., С.29-34.

 

 

 

Комментарии
Надежда23.12.2017 19:09

Игры очень интесный. Именно они могут помоч ребенку в период адаптации.

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев