Готов ли ребенок к школе?
Добавлено: 13.04.2015
Готов ли ребенок к школе?

Многие родители задаются вопросом: «Готов ли ребенок к школе?»

 

Прежде всего подготовка к школе включает психологическую подготовку, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьной жизни.

 

Психологическая готовность к обучению в школе (школьная зрелость) – это уровень психического развития ребенка, по достижении которого он готов учиться в школе, наличие у ребенка определенных предпосылок к обучению в школе. Когда ребенок может и хочет учиться в школе.

 

Не секрет, что большинство современных первоклассников не привыкли к активной мыслительной деятельности. В следствие чего ребята сразу начинают испытывать трудности в школе, потому что заучивают новый материал, не понимая смысла. Таким ученикам легче действовать по шаблону, пользоваться подсказкой и т.д.

 

Прочный успех в учении зависит не от того, умел ли ребенок читать или писать до школы (этому его научат в школе), а от его стремления узнавать новое.

 

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Так говорит ФГОС ДО. Первокласснику не надо чувствовать себя в школе невротиком. Главное - способность  спокойно адаптироваться к школьным условиям и успешно осваивать образовательную программу начальной школы. Наша задача - сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

 

Вы можете самостоятельно определить уровень готовности своего ребенка к школе, ответив на вопросы, представленные ниже. Это своего рода тест, разработанный американскими психологами и адаптированный для России.

 

Отвечая на вопросы, можно не только использовать оценку «да» или «нет», но и «всегда», «иногда», «часто», «редко», «никогда». Совсем не обязательно, чтобы перечисленным критериям ребенок соответствовал в полной мере.

 

 

Оценка развития познания.

- Владеет ли ребенок основными понятиями (правый-левый, большой-маленький и т.п.)?

- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации (например, предметы, котрые могут катиться и не могут катиться)?

- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

- Сколько звуков речи может назвать ребенок?

 

Оценка базового опыта ребенка.

- Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин, на почту, в сберкассу?

- Был ли ребенок в библиотеке?

- Была ли у Вас возможность регулярно читать или рассказывать ребенку истории?

- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли унего хобби?

 

Оценка языкового развития.

- Может ли ребенок назвать окружающие его предметы?

- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник, стол и т.п.)?

- Может ли ребенок объяснить, где расположены определенные предметы (на столе, под стулом, на полу, у стены и т.п.)?

- Может ли ребенок описать произошедший с ним случай?

- Четко ли ребенок выговаривает слова?

- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

 

Зрительное различение.

- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, непохожую на остальные)?

- Может ли ребенок различать звуки в коротких словах (например, «кот»-«год»)?

 

Зрительная память.

- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

- Может ли ребенок назвать шесть-восемь предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

 

Зрительное восприятие.

- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

 

Уровень слуховых способностей.

- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки (например, лес-вес)?

- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

 

Оценка отношения к книгам.

- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда Вы читаете ему вслух?

- Задает ли ребенок вопросы о словах (что они значат и т.п.)?

 

Оценка уровня эмоционального развития.

- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, которое многое может?

- Легко ли ребенку переключиться на новые действия при изменении привычного распорядка дня?

- Способен ли ребенок работать самостоятельно, при выполнении заданий соревноваться с другими детьми?

 

Оценка умения общаться.

- Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними игрушками?

- Соблюдает ли ребенок очередность, когда этого требует ситуация?

- Способен ли ребенок слушать других? не перебивая?

 

 

Оценка физического развития.

- Хорошо ли ребенок слышит?

- Хорошо ли ребенок видит

- Развита ли у ребенка координация моторных навыков (например, может ли он играть в мяч, прыгать, самостоятельно подниматься и опускаться по лестнице)?

- Выглядит ли ребенок бодрым?

- Выглядит ребенок здоровым?

 

Общая и психологическая готовность.

Может лb Ваш ребенок:

- Объяснить с помощью слов, не показывая пальцем, чего он хочет?

- Изъясняться связно (например, «покажите мне..»)?

- Понимать смысл того, о чем ему читают?

- Четко выговорить свое имя и фамилию?

- Запомнить свой адрес и номер телефона?

- Пользоваться красками, цветными карандашами, пластилином, фломастерами?

- Вырезать ножницами с тупыми концами различные фигуры, ровно и не поранившись?

- Следовать полученным указаниям?

- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

- Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени?

- Сосредоточиться, чтобы выполнить полученное задание?

- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

- Положительно оценивать себя: «Я – человек, который многое может»?

- Подстраиваться к разговору, когда взрослые меняют его тему?

- Проявлять интерес к окружающим его предметам?

- Ладить с другими детьми?

 

Ваши взаимоотношения с ребенком.

(Важно, чтобы взрослый отвечал честно.)

- Все ли Вам нравится в Вашем ребенке?

- Слушаете ли Вы то, что ребенок говорит?

- Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит с вами?

- Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

- Поправляете ли Вы речь ребенка?

- Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

- Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли его?

- Смеетесь ли Вы вместе с ним?

- Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?

- Играете ли с ребенком в игры?

- Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?

- Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?

- Есть ли у ребенка место, которое отведено только ему?

- Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

- Обсуждаете ли Вы всей семьей (вместе с ребенком) что-то интересное из прочитанного или услышанного Вами?

- Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у доктора?

- Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?

- Задаете ли вы ребенку вопросы о содержании увиденного по телевизору?

- Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

- Ходите ли Вы с ребенком на прогулки?

- Ходите ли Вы с ребенком в зоопарк, театр, музей?

 

 

Перечисленные критерии далеко не истина в последней инстанции. Совсем не обязательно, чтобы ребенок соответствовал им в полной мере.

 

Чтобы ребенок мог и хотел учиться в школе, формируем у него познавательную активность. Стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявление инициативы и любознательности.

Комментарии
Виктория09.10.2017 13:46
Спасибо за консультацию
Александр20.04.2015 17:10

Напишите, пожалуйста, как формировать познавательную активность. Спасибо.

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев