Подготовка к обучению чтению
Добавлено: 20.02.2015
Подготовка к обучению чтению

Дошкольные образовательные организации по всей России переходят на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу 1 января 2014 года.

 

Основные критерии воспитания и обучения детей дошкольного возраста по ФГОС - говорить, думать, играть. Ребенок должен прийти в 1 класс не зная ни одной буквы, только звуки!

 

Развитие дошкольника идет в игровой деятельности. Не умеет ребенок играть - не готов к школе! Говорить, думать, общаться - вот "главные умения" дошкольника.

 

Для того, чтобы ребенок легко обучался чтению, во-первых, должна быть хорошо развита общая моторика, во-вторых, координация движений (здесь различные игры, бег наперегонки, челночный бег, прыжки с одной ноги на другую, наперегонки "червячком" (т.е.лежа на спине), здесь и школа мяча, причем мяч разный по весу и диаметру, также скакалки.

 

В-третьих, большое значение имеет ручная умелость. Здесь и мелкая моторика. В три года ребенок должен уметь держать ножницы и обрезать уголки. В 7 лет все формы - по контуру, поворачивая сам лист, а не ножницы.

В-четвертых, учим считалки, что способствует умению делить слово на слоги, учимся определять ударный слог.

 

Первый шаг обучения грамоте - знание гласных звуков. До трех лет малыш должен уметь петь шесть гласных звуков - а, о, у, и, ы, э.

 

Поем звук "А"- рот широко открыт, как яблоко, поем звук "У" - губы в трубочку. Потом соединяем звук "А" и звук "У". Получается "АУ". Ударение на последний звук. Можно поставить ударение на первый звук? Что получится? Аналогичную работу проводим с другими гласными звуками: поем звук "И"- губы растянуты в улыбку до ушей, поем звук "А". Соединяем два звука "ИА". Кто так говорит? Ослик.

 

Пение гласных звуков полезно не только для дошколят, но и для нас, взрослых. Существует метод вокалотерапия. Известно, что пение звуков А, О укрепляет сердечную мышцу, развивает легкие. Пение звуков У, И стимулирует работу почек, кишечника. Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника.

 

При помощи пения можно улучшить кровообращение, улучшить дикцию и постановку разговорной речи. Наши предки на подсознательном уровне знали это и пели  песни во время домашней работы, во время застолья, укладывая ребенка спать, в дороге и т.д.

Вспомните,

Ой, ты степь шир-о-о-о-ка-а-й-а-а-а-а

Ты, да степь, разд-о-о-ольна-а-й-а-а-а-а.

 

Сколько раз пропели гласные звуки!

 

Речевая гимнастика. Для звука [О].

Протягиваем звук [о] на одном выдохе: сначала (первые 5 секунд) тихо, затем (еще 5 секунд) - увеличивая громкость, и в конце (5-10 секунд) - как можно громче.

(Произносим звук [о] на выдохе).

 

Предложите малышу поиграть.

Определение звука "а" в слове поможет игра "Топай-хлопай".

Есть звук "а" в слове -хлопай, нет звука "а" - топай, берем любой стих, например,

НАША -хлопай

ТАНЯ - хлопай

ГРОМКО - топай

ПЛАЧЕТ- хлопай и т. д.

 

Только когда малыш знает все шесть гласных, переходим к изучению сонорных звуков ("М-М-М" произносим) и соединяем с гласным У. Получается "МУ". Кто так говорит? Аналогично с другими звуками.

 

Отрабатывать звуки можно, инсценируя стихотворения.

Например, вспомним стихотворение Ирины Токмаковой:

На лошадке ехали,

(щелкаем язычком как лошадки копытами- артикуляционная гимнастика)

До угла доехали.

Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,

(Трр-трр- отрабатываем звуки)
До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,

(Пф-пф-пф - отрабатываем звуки)
До горы доехали.

Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у! (поем звук)

 

Предложите малышу назвать имена девочек и мальчиков. Па-ша, Та-ня, Ва-ня, Ле-на, Ли-за, Ка-тя, Са-ша, Ро-ма, Ма-ша, Пе-тя. Эти имена делятся на два слога. Какие еще слова делятся на два слога? Па-па, ма-ма, ро-за, ка-ша - здесь все слоги открытые, слог заканчивается гласной а, можно пропеть (ма-а-а-а-ма-а-а-а)

А в словах ок-но, ов-ца, иг-ла, ут-ка, уш-ко - первый слог закрытый, он закрыт согласным, пропеть нельзя. И далее усложняя: какие слова можно разделить на три слога? Ма-ши-на, ра-ду-га, ра-ке-та, со-ба-ка - три слога. Вспомним считалки, которые помогают делить слово на слоги.

 

Второй шаг обучения грамоте - знание сонорных звуков. Их всего девять:

л-ль (для звука мягкого используется запятая вверху звука - л,)

м-мь

н-нь

р-рь

й, (звук звонкий, мягкий)

 

Поем сонрорные звуки со всеми гласными: а, о, у, и, ы, э.

Например, ла - ло - лу - ли - лы - лэ

 

Предложите малышу проговорить слова

"метеЛь"- "маЛ ".

Какие звуки вконце слов? Звук Ль и Л - мягкий и твердый звуки.

"Стул" и "стульчик" - твердый звук в конце слова и в середине слова -мягкий звук Ль

 

Проговорите слова - "ноль, моль, соль, роль". Звук Л, в конце слова мягкий.

"Кольцо, мальчик" - мягкий звук Л, находится в середине слова.

 

А если мы скажем "лен" - "лук". Звук Л в начале слова (Л,ОН)-мягкий звук и в слове ЛУК- твердый звук.

А в середине слова - гаЛка и гаЛЬка. Два разных по значению слова. В первом слове звук Л твердый, во втором - мягкий. Ту же работу провести с другими сонорными звуками.

 

Далее изучая следующий сонорный согласный ("м"), опять обращаемся к песенке гласных.

Поем: ма - мо - му - ми - мы - мэ. Здесь уже можно составить слово ма-ма. И так с каждым звуком.

 

Третий этап - знание парных звуков по звонкости-глухости. Всего 22 звука:

Б, Бь - П, Пь   (парные по еще и по твердости-мягкости)

В, Вь - Ф,Фь

Г, Гь - К, Кь

Д, Дь - Т, Ть

З, Зь - С, Сь

Ж - Ш (пары по твердости-мягкости нет)

 

Предложите ребенку проговорить слова: вилка, волк, велосипед. Спросите, какой звук в этих словах («В»). Обратите внимание, что ребенок должен называть звук, а не название буквы. В каком слове звук "В" мягкий? в слове вилка. Проделайте такую же работу для слов со звуком «Ф», «Г»-«К» и т.д. Это в дальнейшем поможет при обучении чтению. Помним о песенке гласных.

 

Здесь уже можно пропеть: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Сказать, что это ноты.

 

Речевая гимнастика

Для звуков [в] и [ф]. На одном выдохе надо произнести 5-10 звуков [ф], делая между ними короткие промежутки. Вот так: [ф-ф-ф-ф]. Приложите ладони к животу, чтобы почувствовать, как быстро подтягивается живот. Выполнили. Теперь делаем выдох, чередуя звуки [ф] и [в]: [ф-ф-в-в-ф-ф-в-в].

 

Для звуков [з] и [с]. Выполняем упражнение - протягиваем звук [с] (в течение 15-20 секунд), сначала очень тихо, потом все громче и громче. Делаем то же самое (в течение 15-20 секунд), чередуя на выдохе звуки [с] и [з]; [с-с-с-з-з-з-с-с-с-з-з-з].

 

Для звука [с]. Во время произнесения долгого [с] меняем положение губ: растягиваем их в стороны, как при улыбке, вытягиваем вперед. При каком положении губ звучание становится более резким, громким? Теперь произнесем звук [с], меняя положение губ.

 

На четвертом этапе обучения грамоте  изучаем еще 5 звуков:

Х-Хь

Ч

Ц

Щ

Итого 42 звука.

 

Предложите малышу игру  "Подскажи конец словечка".

Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок проговаривает слоги КА и ГА, ДА и ТА, ВА, СА и т.д.

 

-ЛА (шкоЛА, пиЛА, игЛА, кукЛА, акуЛА, метЛА);
-МА (маМА, зиМА, реклаМА, яМА, панаМА, пижаМА, пальМА);
-НА (сосНА, вороНА, машиНА, луНА, весНА, струНА, страНА, малиНА, смородиНА);
-РА (квартиРА, детвоРА,  культуРА, сестРА);

 

-ГА (ноГА, радуГА, бумаГА, телеГА, берлоГА, дороГА);
-КА (горКа, гайКа,майКа, руКА, строКА, ложКА, гармошКА, скакалКА, белКА, собаКА, клубниКА, игрушКА, сумКА, сказКА, конфетКА, зарядКА, сороКА, бочКА, точКА, ромашКА, ветКА, шапКА, папКА, пушКА);


-ДА (одежДА, погоДА, прироДА, звезДА, ягоДА);
-ТА (зайчаТА, темноТА, вороТА, ракеТА, внучаТА, капусТА, ребяТА);


-ЗА (роЗА, коЗА, ваЗА, баЗА, гроЗА, глаЗА, стрекоЗА);
-СА (оСА, роСА, коСА, колбаСА, принцесСА, полоСА);


-ВА (букВА, клюкВА, короВА, траВА, иВА, соВА);

 

-ЦА (куриЦА, овЦА, птиЦА, синиЦА, сестриЦА).

 

Далее с гласным И - туфЛи, гиРИ, брюКИ, сапоГИ. То же проделываем со слогами в начале, середине слова.


 

Игра "Новоселье"

Слова-новоселы получили квартиры. В каждой квартире столько комнат, сколько звуков речи в слове. Размести слова по квартирам так, чтобы каждый звук речи попал в отдельную комнату.

 

Например, слова лес, нос, бор, кит, кот, рак, жук поселятся в 3х комнатную квартиру, т.к. они имеют три звука в слове. А слова папа, мама, баба, деда - в 4-х комнатную квартиру и т.д.

 

В старшем дошкольном возрасте пишем "секретное письмо" - определяем слова и предлоги.

Слышим слово - рисуем круг

Слышим предлог - рисуем треугольник.

 

Изменяем условия игры: вы составляете слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен "угадать" (то есть прочесть) эту запись.

 

Игра "Испорченный телевизор"

Нет звука, есть изображение.

Говорим широко открывая рот, без звука.

 

Разучивание чистоговорок и скороговорок поможет отработать дикцию; закрепит умение говорить, убыстряя или замедляя темп.

 

Ты-ты-ты - сметану съели все коты.

Ти-ти-ти - съели кашу всю почти.

Ра-ра-ра - начинается игра.

 

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

 

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

 

Саша шустро сушит сушки,

 

Саша высушила штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

 

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому!?

 

Белый снег, белый мел,

Белый сахар тоже бел,

Только белка не бела.

Белой вовсе не была.

 

У нас на дворе-подворье

Погода размокропогодилась.

 

Немаловажное значение имеют дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

 

Пример гимнастики на развитие дыхания

"Снег" - ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

 

"Погаси свечу" - делаем глубокий вдох, на миг задерживаем дыхание и короткими толчками выдыхаем воздух: "Фу! Фу! Фу!"

 

"Загони мяч в ворота" - задуваем скомканный бумажный шарик в ворота. Сооружаем из конструктора или другого материала ворота,  ребенку предложите дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.

 

"Надоедливый комар" - руки вытягиваем вперед, ладони соединяем. При счете "Раз!" одновременно с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро разводим руки в строны, затем, медленно выдыхая воздух, сводим руки, чтобы ладони встретились.

 

Теперь соединяем эти действия с произнесением звука [з-з-з]. При счете "Раз!" - глубокий вдох, руки - в стороны. На выдохе, произнося звук [з-з-з], медленно соединяем руки, чтобы "поймать комара". Нужно это делать медленно, спокойно, чтобы не спугнуть "комара".

 

Упражнение «Дышим животиком»

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

 

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали
То животик поднимается (вдох)

То животик опускается (выдох).

 

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох)

То животик опускается (выдох).

 

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

 

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох)

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

 

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению.

 

 

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики

"Заборчик"— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

 

"Слоник" — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

 

"Лошадка" — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть в зеркало на язык и не двигать нижней челюстью.

 

«Часики»

Вы играть в часы готовы?

Словно мятник часов,

Язычок качает так:

Тик-так, тик-так

 

«Качели»

А теперь наш язычок покачается на качелях.

На качелях я качаюсь

И все выше поднимаюсь!

Вверх-вниз, вверх-вниз.

 

«Маляры»

А теперь мы маляры,

Потолок покрасим мы!

Плавно двигается язычок, как кисточка маляра.

 

 

Упражнения на развитие плавного вдоха и выдоха

А теперь веселый язычок предлагает нам спеть песенки гласных звуков.

Звук [А]

Открываем мы глаза,

Вдох – и тянем долго «А-а-а».

 

Звук [О]

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем «О-о-о».

 

Звук [Ы]

Днем по горкам едем мы – «Ы-ы-ы»

 

Звук [У]

Ночью смотрим на луну,

Сверху вниз слетает «У-у-у»

 

Закрываем мы глаза,

Снова тянем долго «А-а-а»

 

 

Упражнение «Назови звук» (игра с мячом)

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик –

 

Прошипи-ка «Ш-ш-ш»

Просвисти-ка «С-с-с»

Прожужжи-ка «Ж-ж-ж»

Прорычи-ка «Р-р-р».

 

 

Игра «Закончи рифму»

Ра-ра-ра, начинается игра!

Ре-ре-ре, стоит домик … на горе!

 

Ры-ры-ры – у мальчиков … шары!

Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру!

 

Ор-ор-ор – созрел красный … помидор!

Ир-ир-ир – мой папа … командир!

 

Ло-ло-ло – на улице … светло!

 

 

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый просит детей закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу. Например,

 

Заяц трусливый, а лев … смелый!

Суп горячий, а мороженое … холодное!

Собака сытая, а волк … голодный!

Воздушный шар легкий, а гиря … тяжелая!

 

Упражнения для развития артикуляции

«Стрелочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 

«Трубочка»: рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

 

«Грибок»: рот открыт, язык присосать к небу.

 

«Лопаточка»: рот открыт, широкий раслабленный язык лежит на нижней губе.

 

«Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 

Динамические упражнения для языка

«Лошадка»: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно,  тянуть подъязычную связку.

 

«Гармошка»: рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, проводить от верхних резцов до мягкого неба.

 

«Часики»: рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 

«Змейка»: рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку либо к верхним или нижним резцам.

 

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 

«Спрячь конфетку»: рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другу щеку.

 

«Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

 

 

Упражнения для губ

«Хоботок»: вытягивать сомкнутые губы вперед.

 

«Рупор»: зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 

«Заборчик»: зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

 

«Трубочка»: выпячивать губы вперед длиной трубочкой.


 

Помним и о релаксации. С помощью расслабляющих упражнений, способствующих мышечному и эмоциональному отдыху, процесс подготовки к обучению чтения станет более плодотворным.

 

 

Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата

Образы и техника релаксации подсказываются рифмованным текстом.

"Лягушки"

Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - и перестану, но нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

 

"Горка"

Кончик языка внизу, язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю - напряженья не люблю.

Язык на место возвращается и приятно расслабляется.

 

"Орешек"

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

 

 

Упражнения для расслабления мышц шеи

"Любопытная Варвара"

Взрослый показывает и объясняет: поворачиваем голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Посмотрим прямо, мышцы расслаблены. Посмотрим вверх, запрокидываем голову. Расслабляемся. Слушаем и делаем как я:

 

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена

И рассла-а-блена.


 

Упражнение для расслабления мышц живота

"Шарик"

Взрослый показывает и объясняет: представим, что мы надуваем воздушный шар. Кладем руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно - будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушаем и делаем, как я:

 

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

 

Итак, методика обучения грамоте имееет такую подачу материала:

  •  от речи к слову,
  •  от слова к слогам,
  •  от слога к звуку.

 

Уверена, что данный материал поможет подготовить ребенка к обучению чтению, и сделает этот процесс разнообразным, интересным и увлекательным. Успехов всем, кто хочет подготовить детей к обучению в школе.


 


 

Используемая литература:
Екименко В.А. «Логосказки»/ «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №11, 2013, С.49-51.

Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Времена года, М.:Просвещение, 2006.

 

Комментарии
Надежда23.12.2017 19:12

Информация очень разнообразная и интересная, не только для нас но и для детей дошкольного возраста. Также эта информация подобрана правильно. Всегда останусь вашим читателем сайта.

Елена23.04.2015 10:23

Прекрасный сайт очень познавательный помогает обучать  и развивать ребенка! Информация разнообразная и увлекательная! С удовольствием и дальше останусь Вашим читателем!

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев