Подготовка ребенка к школе
Добавлено: 25.12.2014
Подготовка ребенка к школе

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.

 

Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания полученные дл школы иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться.

 

В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

 

Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Ребенку желательно обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др. Нравственно-волевую подготовку следует начинать с раннего возраста, но особое внимание ей уделяется в старшем дошкольном возрасте.

 

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать социально ценные мотивы учения.

 

Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми эту перспективу. Одни внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник: «Пойдешь в школу – будете ходить на экскурсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить с вами интересные мероприятия» и т.п. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Пойдешь в школу – там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!» или «Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».

 

Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь учиться, как трудятся мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности».

 

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц котенка, щенка, поливать цветы и т.д. Эти поручения должны быть постоянными.

 

Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить. Иначе в итоге у детей не будет сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Ребята будут не в состоянии преодолеть свое «не хочу» там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.

 

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств – организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

 

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли сформированы у него данные качества.

 

В данной теме отражены наиболее распространенные вопросы родителей о подготовке ребенка к школе и ответы на них. Всего вопросов семь, именно те, которые родители чаще всего задают, подготавливая ребенка к школе.

 

1. Нужно ли беседовать с ребенком на тему "Школа"?

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса ЗУН (знаний, умений, навыков), уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

 

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

 

Родителям важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе, чтобы определиить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.

 

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать его сознание, чувства. Создст положительную установку на учебу в школе.

 

2. Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?

Обучение в школе требует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для движения успеха в учебной деятельности. Из-за недостаточности развития "мышц ловких" у ребенка возникают описки, пропуски букв.

 

3. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Ребенку в шесть лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.

 

4. В чем различие в системе отношений "ребенок-педагог" в детском саду и в школе?

При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений  в школе.

 

5. Какие советы вы можете дать по воспитанию "чувства долга" у дошкольника?

Надо иметь в виду, что в понятие "чувства долга" главное не "долг", а "чувство". А чувство воспитывается любовью, оно может возникнуть в ответ на наше чувство, любовь и понимание.

 

6. Следует ли ограничивать просмотр всех телепередач дошкольнику?

Ребенку вредно смотреть все телепередачи. Психологи рекомендуют ограничить время телесеансов для детей. Малышу до пяти лет следует смотреть телепередачи не более 25 минут в день. Соответственно 6-7 летнему ребенку - до 30-40 минут в день. Твердо придерживайтесь относительно принятого решения.

 

Помните, что телевизор становится причиной переутомления вашего малыша. Стараясь уследить за меняющимися образами и звуками, ребенку приходится тратить много сил, что приводит к усталости и перевозбуждению. Напряжение не только на нервную систему, но и на глаза. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает мультфильм (фильм-сказку) не как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ребенком впечатления от увиденного.

 

7. Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель?

Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин поэтому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребенок умеет производить звуковой анализ слов (гласные, согласные - звонкие и глухие(з-с), мягкие и твердые (мак-мяч). Научить его можно, используя интересные игры, например резать полоски бумаги разного цвета и размера и спомощью их строить модель слова. Тогда ребенок как бы "увидит" речь. Важно, чтобы он рассказал, что делает.

 

Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображенном. Развивая  речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

 

 

Используемая литература:

Журнал "Дошкольное воспитание" (№3/2005; №10/2009)

 

 

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев