Пальчиковые игры
Добавлено: 16.12.2014
Пальчиковые игры

Собачка (3 года)

А вот собачка хвостиком машет.

Ушки у собачки торчком.

Хвостик крючком.

 

Собачка лает,

Чужих в дом не пускает:

"Ав-ав-ав!"

 

Пальцы сжаты в кулачок, большой палец сбоку.

Когда собачка лает, большой палец отгибается и возвращается на место.

 

Петя-петушок (3 года)

Петя, Петя-петушок,

Золотой гребешок.

Петушок громко кричит:

"Ку-ка-ре-ку!"

 

Петушок: большой и указательный пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу, остальные пальчики подняты вверх.

Кричит: большой и указательный пальцы сложены в клювик: разъединяются и соединяются.

 

 

Курочка и цыплятки (3 года)

Вышла курочка гулять,    (подушечки указательного и большого сложены в клювик)

Свежей травки пощипать.   (три других пальца согнуты "крючком")

А за ней цыплятки -       (все пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу - "щепотка")

Желтые ребятки.

 

"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите,            (перебирать пальчиками по воздуху, изображая лапки)

Зернышки ищите."          ("клюем"- указательный и большой соединены)

 

 

Наша уточка (3 года)

Наша уточка гуляла,            (пальцы сложить в виде клюва)

Травку свежую щипала        (ритмично наклонить кисть руки)

И пила водицу                     (кисть руки вниз и вверх, имитируя водопой)

Прямо из корытца.

 

Пароход (3 года)

Пароход плывет по речке          (ребенок прикладывает ладонь к ладони,

И пыхтит он, будто печка:            большие пальцы подняты вверх)

Пых-пых-пых-пых.

 

Пароходики могут не только "плавать" по столу, но и "встречаться" и "знакомиться".

 

 

Кошечка (3 года)

Кто это? Кошечка.

Она ходит тихохонько, плавно спинку выгибает.

Лапки мягкие, а в лапках - царапки, острые коготки.

Давай покажем, как кошечка выпускает и прячет коготки.

 

Ручки вытянуты вперед, пальчики сжаты в кулачки. Пальчики выпрямляются, напрягаются. Повторите несколько раз.

 

Выпустила коготки кошечка (пальчики выпрямлены)

Спрятала!                            (пальчики сжаты в кулачки)

 

 

Большой и маленький (3 года)

Большие ноги   (на каждое слово надавливать на стол (колено) то правой, то левой рукой)

Шли по дороге.

То-о-оп! То-о-оп!

То-о-оп!

 

Маленькие ножки (указат. и средним пальцами каждой руки легко ударять по столу (коленке))

Бежали по дорожке. (пальчики "бегут")

Топ-топ-топ!                (указательным пальцем правой руки на каждое слово)

Топ-топ-топ!                (указательным пальцем левой руки на каждое слово)

 

 

Пирог (3 года)

Тесто мы месили,      (сжимать и разжимать кулачки на каждое слово, ладошки вниз)

Мы пирог лепили,    (хлопаем в ладошки, то одна, то другая ладошка сверху на каждое слово)

Шлеп, шлеп,               (хлопки - ладошки вертикально)

Шлеп, шлеп,

Слепим мы                (хлопаем - то одна, то другая ладошка сверху на каждое слово)

Большой                   (снизу вверх через стороны поднимать руки, замыкая над головой)

Пирог.                       (делаем руками круг перед собой)

 

 

Лошадка (3-4 года)

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок-цок, цок-цок-цок

Мчится резвый табунок.

 

Указательные и средние пальцы "скачут" по поверхности стола.

 

Капель (3-5 лет)

Кап-кап-кап - звенит капель.

Ритмично стучим по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

 

 

Вышли мышки как-то раз (3-4 года)

Вышли мышки как-то раз              ("бежим" указат. и средн. пальчиками)

Поглядеть который час.                (закрываем глаза руками)

Раз-два-три-четыре-                      (загибаем по очереди все пальчики)

Мыши дернули за гири.                 (руки сцепляем в "замочек", опускаем их вниз)

Вдруг раздался страшный звон -  (хлопаем в ладоши)

Убежали мышки вон.                     ("бежим" указат. и средн. пальчиками)

 

 

Домик (3-5 лет)                    (все пальчики в кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять  (начиная с большого, разжимаем по одному пальчики)

Вышли пальчики гулять.      (сжимаем-разжимаем пальчики)

Раз, два, три,                       (из открытых ладошек,

четыре, пять                          начиная с мизинца, зажимаем пальцы)

В домик спрятались опять.   (сжали пальчики в кулак)


 

Моя семья   (3-5 лет)

Этот пальчик - дедушка,      (показываем большой пальчик)

Этот пальчик - бабушка,       (указательный пальчик)

Этот пальчик - папенька,      (средний пальчик)

Этот пальчик - маменька,      ( безымянный пальчик)

Этот пальчик - это я.             (показывает мизинец)

Вот и вся моя семья.            (открытая ладошка)

 

 

Братья-пальчики (3-5 лет)

Этот пальчик хочет спать,       (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик лег в кровать,     (загибаем пальчики по одному)

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

 

Тише, пальчик, не шуми,        (говорим шепотом и

Своих братьев не буди.         указательным пальцем другой руки"грозим" мизинцу)

Встали, пальчики. Ура!           (все пальчики выпрямлены)

В детский сад идти пора!!!      (открытая ладошка)

 

 

В гости (4-5 лет)

В гости к пальчику большому            (загибаем большой пальчик)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,                  (загибаем эти два пальчика)

Безымянный и последний -               (загибаем безымянный )

Сам мизинчик-малышок                    (показываем мизинец)

Постучался на порог.                         (стучим мизинцем о кулачок другой руки)

Вместе пальчики друзья -                  (все пальчики в кулачок)

Друг без друга им нельзя! 

 

Усложнение!!!

При слове"друзья" - пальцы обеих рук "в замок".

 

 

Мой мизинчик   (3-5 лет)            (все пальчики сжаты в кулачок)

Мой мизинчик, где ты был?          (показываем мизинчик)

- С этим братцем - в лес ходил.    (показываем безымянный вместе с мизинцем)

С этим братцем - щи варил.         (отгибаем средний)

С этим братцем - песни пел.         (отгибаем указательный, большой согнут)

Ну, а этого встречал                     (подушечки пальцев большого и

И конфеткой угощал.                    мизинца соединяем)

 

 

Цветы (4-5 лет)

Взрослый показывает малышу как надо "образовать цветок". Руки держим перед собой, сложив локоть к локтю ("стебелек"), пальцы к пальцам, ладошки округлые ("бутончик").

 

Раскрываются цветы      (округлые ладошки разводим в стороны,

Необычной красоты.       основания ладоней прижаты друг к другу)

Ветерок чуть дышит,       (шевелим пальчиками)

Лепестки колышет,

 

Так колышет, так колышет.   ("цветок" наклоняется то в одну, то в другую сторону)

Закрываются цветы               (округлые ладошки соединяем)

Необычной красоты,              

Засыпают тихо, тихо        (складываем ладони, подносим к уху и наклоняем голову)

 

 

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне    ("бутон)

Утром весеним раскрыл лепестки    (округлые ладошки разводим в стороны)

Всем лепесткам красоту и питание   (пальчики разводим и соединяем-ритмичные движения)

Дружно дают под землей корешки  (пальчики вниз -"корешки")

 

 

Кулачки-ладошки (3-5 лет)

Есть у любого два кулачка.          (показываем кулачки)

Хлопнул один по другому слегка, (стучим левым по правому)

Ну, а ладошки не отстают,           (показываем ладошки)

Следом за ними весело бьют,      (хлопаем - запястья прижаты)

 

Кулачки быстрее бьют,  (стучим кулачками)

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,  (показываем ладошки)

Так и рассыпаются.       (хлопаем - запястья прижаты)

 

Кулачки давай сердиться (стучим кулачками)

Громко хлопать стали,

А ладошки-баловницы   (крутим ручками -"фонарики")

Тоже не отстали.            (хлопаем - запястья прижаты)

 

Компот (3-5 лет)

Будем мы варить компот,            (левую ладонь держим ковшиком,

Фруктов нужно много. Вот!          указательным пальцем правой руки "мешаем")

 

Будем яблоки крошить,        (прямой ладонью вертикальные движения - "рубим")

Грушу будем мы рубить.

 

Отожмем лимонный сок,     (все пальчики сжимаем в кулачок)

Слив положим и песок,      ("кладем" - руку в  щепоть)

 

Варим, варим мы компот,  ("мешаем-варим")

Угостим честной народ.    (протягиваем вперед ладошки - "угощаем")

 

 

 

Приведенные ниже упражнения можно использовать на занятиях, направленных на подготовку руки к письму.

 

Овощи (4-5 лет)

У Лариски есть редиска,

У Алешки есть картошка,

У Сережки-сорванца - два зеленых  огурца,

А у Вовки есть морковка,

Да еще у Петьки есть хвостатая редька.

 

По очереди разгибаем пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

 

 

Замок (4-5 лет)

На двери висит замок,         (скрепляем кисти рук палец через палец,

Кто его открыть бы смог?     основания ладоней прижаты друг к другу)

Мы замочек потянули,         (тянем руки в разные стороны, не разжимая пальцев)

Мы замочек покрутили,       (не разжимая пальцев, крутим кистями рук в разные стороны)

Мы замочком постучали.    (стучим основаниями ладоней друг одруга, пальцы сплетены)

И замочек мы открыли!       (разводим руки в разные стороны, разъединив ладони)

 

 

Осенние листья (4-5 лет)

Раз, два, три, четыре, пять         (загибаем пальцы, начиная с большого),

Будем листья собирать               (сжимаем и разжимаем кулачки)

 

Листья березы, листья рябины,    (загибаем пальцы, начиная с большого)

Листья тополя и листья осины,

Листья дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.      ("шагаем" средним и указательным пальцами)

 

 

Четыре брата (4-5 лет)

Идут четыре брата.              (четыре пальчика, большой согнут)

Навстречу им старшой.        (разгибаем большой)

- Здорово, Большак!            (четыре пальца сгибаются)

 

- Здорово,                           (большой палец сгибается)

Васька-указка,                    (указательный и большой соединяем)

Мишка-середка,                  (средний "здоровается" с большим)

Гришка-сиротка                   (безымянный с большим)

И крошка-Митрошка.           (мизинец с большим)

Привет, Ладошка!                (машем ладошкой)

 

 

За ягодой в лес (4-5 лет)

Раз, два, три, четыре, пять   (пальчики,начиная с большого,  "здороваются")

В лес пошли мы погулять      ("идут" указат. и сред. пальцами обеих рук)

 

За черникой, за малиной,  (загибают пальцы начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

 

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.  (показываем мизинчик)

 

 

Елочка

Перед нами елочка.1

Шишечки, иголочки2

Шарики, фонарики,3

Зайчики 4

И свечки,5

Звезды, 6

Человечки.7

 

1 - пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка "елочки"

2 - пальчики в кулак, указательные выставлены.

3 - "шарики" из пальцев вверх, вниз

4 - "ушки" из указательных и средних пальцев.

5 -обе ладони сложены, пальцы  сжаты- "свеча".

6 - ладони сложены, пальцы расправлены.

7 - указательный и средний пальцы стоят на столе.

 

 

 

Мы во двор пошли...

Раз, два, три, четыре, пять -1

Мы во двор пошли гулять.2

Бабу снежную лепили.3

Птичек крошками кормили.4

 

1 - загибаем пальчики, начиная с большого.

2 - "идем" указательным и средним пальцами.

3 - "лепим" комочек двумя ладонями.

4 - "крошим хлеб" - рука в щепоть.

 

 

 

Пальчики в лесу (4-5 лет)   (все пальчики в кулачок сжаты)

Раз,                               (показываем мизинчик)

Два,                              (к мизинцу добавляем безымянный)

Три,                              (+ средний)

Четре,                           (+ указательный)

Пять,                            (показываем все пять пальцев - ладошку)

Вышли пальчики

Гулять.                            (указательный и средний "шагают")

 

Этот пальчик в лес пошел,    (все пальцы сжаты, кроме мизинца - его показываем, крутим им)

Этот пальчик гриб нашел,     (все пальцы сжаты, двигаем только безымянным)

Этот пальчик гриб почистил, (двигаем только средним)

Этот пальчик гриб пожарил.  (двигаем только указательным)

Этот пальчик гриб поел -       (указательным пальцем другой руки показываем

Оттого и потолстел!               на большой пальчик)

 

 

Дружба   (4-5 лет)

Дружат в нашей группе     (соединяем пальцы в "замок")
Девочки и мальчики.
С вами мы подружим         (касание кончиков пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики.


Раз, два, три, четыре, пять -    (хлопки на счет)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять -     (парное касание пальцев от мизинцев)
Мы закончили считать.          (руки вниз, встряхнуть кистями)

 

 

Я видел дом (4-5 лет)

Стол стоит на толстой ножке,  (одна рука в кулак -"ножка", крышка стола - ладонь другой руки)

Рядом стульчик у окошка.    (к ладони приставляем кулачок)

Два бочонка под столом      (обе руки в кулачок)

Вот какой я видел дом!       (крыша дома -ладони "домиком" над головой)

 

 

Привет, Ладошка! (4-5 лет)

Утро настало,

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!  (по очереди показываем пальчики)

 

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

Вставай Крошка-Тимошка!

Привет, Ладошка!      (улыбааемся и машем)

 

 

Гребешок

Пальцы сцеплены в "замок". Кончики пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

 

 

Капуста (4-5 лет)

- Что за скрип?                        (пальцы сжимаем, разжимаем в кулачок, вертикально полу)

Что за хруст?                          (прямые пальцы переплетены, двигаем)

Это что еще за куст?                (показываем ладошки с разведенными пальцами)         

- Как же быть без хруста,         (прямые пальцы переплетены, поднимаем-опускаем пальцы)

Если я - капуста?                       (двумя руками, пальцы округлены - показываем велок капусты)

 

 Мы капусту рубим, рубим,       (ладонями, горизонтально полу, попеременно вверх, вниз)

 Мы морковку трем, трем,         (костяшками пальцев трем о друг дружку)

 Мы капусту солим, солим,       (щепоткой "солим")

 Мы капусту жмем, жмем.        (пальцы сжимаем, разжимаем в кулачок, горизонтально полу)

 

 

Кормушка (4-5 лет)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек!

 

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

 

 

Ласточка

- Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Где ты была?

Ты с чем пришла?

 

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну!

 

На каждую строчку большой палец дважды "здоровается" с одним пальцем, начиная с указательного сначала правой руки, потом левой.

 

 

Шла ворона (5-6 лет)

Шла ворона через поле,            ("идем" указательным и средним)

Шесть грибов несла в подоле:  (показываем ладошку и указательный палец другой руки)

Сыроежку, боровик,                (сначала показываем мизинец, потом - безымянный)

Под-оси-но-вик,                      (добавляем средний)

 

Груздь, опенок,                   (добавляем указательный и большой)

Шампиньон.                       показываем ладошку и указательный палец другой руки)

Кто не видел -                    (ручками закрываем глазки)

Выйди вон!                        (указательным пальцем "указываем")

 

 

Приведенные ниже пальчиковые игры не только способствуют развитию речи, но и помогут воспитать у ребенка культуру межличностных отношений ("родных угощу", "маме помогать", "для тебя построим дом"), доброжелательного отношения к пожилым людям ("бабушка .. уснула"). Воспитать сочувствие, отзывчивость и гуманость у дошкольника важно.

 

 

 

Апельсин

Очищаем апельсин,         (изображаем)

На тарелке он один,         (круговые движения руками)

Апельсин я разломлю,     (изображаем)

Всех родных я наделю:    (движения кистями от груди вперед)

 

Эту дольку маме,             (движения как при разделе долек)

Эту дольку папе,

Эту дольку Тане,

Эту дольку Ване.

Ну, а что останется,         (движения кистями вперед, к груди)

Только мне достанется! 

 

Скворец

Милый скворушка-скворец,     (делаем скворца)

Прилетай к нам, наконец,         (машем "крыльями")

Для тебя мы дом построим,       (скворечник)

Не своречник, а дворец!            (показываем большой палец)

 

Стирка

Буду маме помогать,

Буду я белье стирать.          (трем кулачками друг о друга)

Мылом мылю я носки,        (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки,      (трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко    (двигаем кистями рук от себя-к себе, вправо-влево)

И повешу на веревку.       (поднимаем руки вверх, кисти опускаем)

 

Бабушка

Бабушка очки надела,              (двумя руками - указательный и большой палец в "кольцо")

У стола на стул присела,          (кулак под ладонь)

Только в книжку заглянула,       (ладони - открытая/закрытая "книга")

Улыбнулась и ...                        (улыбаемся)

Уснула.                                     (ладони под щеку)

 

 

 

В парке

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Надо хвостиком махать.

 

(Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо - влево. Повторяют четверостишие несколько раз.)

 

 

Гусь

Вот идет по полю гусь.

Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет,

Только клюв к земле наклонит.

 

(Дети сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в запястье, стараясь ладонью коснуться запястья, а другой рукой чуть-чуть надавливают на тыльную сторону ладони.)

 

 

Мы ладони сложим…

Мы ладони сложим вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать,

Только, чур, не разжимать!

 

(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья, Повторяют четверостишие несколько раз.)

 

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

Развернем наоборот.

И похлопаем немножко.

 

(Дети вытягивают руки и хлопают тыльными сторонами ладоней.)

 

А теперь одну ладошку

Развернем наоборот.

И похлопаем немножко –

Пусть другая отдохнет.

 

(Хлопаем тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой.)

 

 

Цапли

Цаплям постоять охота.

Целых два часа подряд

Цапли посреди болота

На одной ноге стоят.

(Дети ставят на стол подушечки обоих безымянных пальцев и нажимают ими на стол, перенося на них часть своего веса.)

 

 

           

 

 

 

 

Используемая литература:

БардышеваТ.Ю., Щербакова Т.Н. Расскажи стихи руками,  М.: Карапуз, 2012.

Программа педагога-психолога "Школа доброты"/ Сост. Коносова Т.В., Самара, 2010. - С.11, С.18, С.57.

Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками, М.: Карапуз, 2004.

Цвынтарный В.Н. Играем пальчиками и развиваем речь, С-Петербург: Лань, 2005.

Журнал "Карапуз" ( 04.05; 07.05)

Журнал "Воробышек" (09.04)

Картушина М.Ю. Забавы для малышей, М.: Сфера, 2010.

Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. - М: ТЦ Сфера, 2011.

 

   

 

 

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев